Перейти к материалам
истории

«Fallout» — экранизация знаменитой игры о мире ядерного постапокалипсиса Снять хороший сериал по видеоигре — непростая задача. Но шоураннеры «Мира Дикого Запада» с ней справились

Источник: Meduza
LANDMARK MEDIA / Alamy / Vida Press

10 апреля на Amazon Prime Video вышел сериал «Fallout», основанный на одной из самых популярных видеоигр в истории. По сюжету прошло больше 200 лет после ядерной войны. На территории США выжившие прячутся в многочисленных подземных бункерах. Главная героиня со своими спутниками отправляется в путешествие через опасные пустоши на поиски похищенного отца. Шоураннеры «Fallout» — Джонатан Нолан и Лиза Джой — прославились как авторы «Мира Дикого Запада», выходившего на HBO с 2016-го по 2022-й. Экранизации компьютерных игр редко получаются удачными, но сериалом довольны все — и критики, и поклонники игры. «Медуза» рассказывает об этом неожиданно успешном проекте и его создателях.

2296 год. С ядерной войны между США и Китаем прошло уже 219 лет. На территории США люди по-прежнему вынуждены прятаться в огромных бункерах. Вернуться на поверхность они все еще не могут: не позволяет высокий уровень радиации. За это время под землей успели сформироваться большие сообщества с определенными убеждениями. Например, в убежище под номером 33, где родилась и выросла главная героиня Люси Маклин (Элла Пернелл из «Шершней»), живут идеалисты-демократы. Они верят, что уже скоро выйдут на свет и восстановят планету, — а пока мирно выращивают кукурузу и голосуют по всем важным вопросам, касающимся быта в бункере.

Когда в убежище с поверхности проникает банда убийц-рейдеров, жители подземелья осознают: внешний мир не вымер, а серьезно деградировал. Главарь рейдеров, жестокая Ли Мольдавер (Сарита Чоудхури из «Джессики Джонс») похищает лидера убежища 33 и отца Люси — Хэнка Маклина (Кайл Маклахлен, агент Купер из «Твин Пикса»). Люси не может бросить отца в беде и, преодолевая страх, выходит на поверхность. Так начинается ее путешествие через уничтоженные ядерной войной постапокалиптические пустоши — дикие территории, полные мутантов, бандитов и смертельных ловушек.

Создатель сериала — Джонатан Нолан, младший брат и соавтор Кристофера Нолана. Он спродюсировал проект, написал сценарий и снял три эпизода шоу. Второй креативный продюсер «Fallout» — Лиза Джой, жена Джонатана Нолана, вместе с ним придумавшая «Мир Дикого Запада», который по качеству и сложносочиненности сравнивали с «Игрой престолов». В «Мире Дикого Запада» тоже были запутанные сюжетные линии, неоднозначные герои и театральные монологи. Но из-за слишком сложной структуры сериал растерял зрителей к третьему сезону. HBO закрыл его в 2022 году без финальной точки — хотя сам Джонатан Нолан верит, что еще выпустит продолжение. Но потеряв «Мир Дикого Запада», он решил найти для себя новый проект — и обратил внимание на вселенную видеоигр «Fallout».

Чем закончился «Мир Дикого Запада»

«Мир Дикого Запада» — третий сезон стал самым масштабным и самым провальным в истории сериала. Что пошло не так?

Чем закончился «Мир Дикого Запада»

«Мир Дикого Запада» — третий сезон стал самым масштабным и самым провальным в истории сериала. Что пошло не так?

Эту изометрическую ролевую (RPG) игру выпустила в 1997 году калифорнийская компания Black Isle Studios, спустя год вышла вторая часть. Игрокам понравились сеттинг (постапокалипсис в стиле ретрофутуризма), черный юмор и неожиданные для игр того времени возможности в открытом мире. Например, можно было жениться, а потом продать жену работорговцам, убивать не только героев-противников, но и невинных (в том числе детей), либо вообще пройти игру без насилия. А еще решения игрока формировали происходящее в мире игры — в конце можно было узнать, как он изменился из-за поступков героя. 

В начале 2000-х Black Isle Studios обанкротилась, и права на Fallout выкупила студия Bethesda Softworks — на сегодня она выпустила четыре части игры: Fallout 3, Fallout New Vegas, Fallout 4, а также многопользовательскую Fallout 76. В руках новых владельцев Fallout сильно изменилась: стала полностью трехмерной с видом от первого лица, а из RPG превратилась в шутер. 

Новая команда перепридумала и эстетику прошлых частей — канон Fallout, который мы знаем сегодня, сформировала именно Bethesda Softworks. Так, в каждой части игры есть обязательное вступление — монолог безымянного рассказчика (в играх звучит голос актера Рона Перлмана из «Хеллбоя») о том, что «война никогда не меняется». Затем идет необычная процедура создания персонажа — в Fallout 3 она начинается с того, что герой буквально рождается (с видом от первого лица). Игра всегда (за исключением New Vegas) стартует в одном из убежищ, а в путешествии через пустоши героя сопровождает собака. Сюжет обычно построен вокруг того, как ребенок ищет исчезнувшего отца или наоборот. По игровому радио крутят только джаз 1940-х и 1950-х. Но людьми торговать в играх Bethesda Softworks после Fallout 3 уже нельзя.

Многие фанаты оригинальных игр от Black Isle Studios считают части, сделанные Bethesda, неудачными, потому что в них нет атмосферы оригинала. Но Джонатан Нолан узнал о мире Fallout благодаря играм новых разработчиков: после выхода Fallout 3 в 2008 году он стал «одержим» игрой и прошел ее два раза.

В 2020-м Amazon предложил Нолану и Джой экранизировать эту вселенную. Джонатан согласился — при условии, что ему дадут рассказать собственную историю в мире Fallout. 

Нолан и Джой адаптировали игру с уважением к первоисточнику — но аккуратно добавили во вселенную Fallout новые детали

Основной сюжет сериала построен по канону игровой серии — ребенок из убежища ищет пропавшего отца. Но поклонники Fallout узнают и другие мотивы, перенесенные в шоу из оригинала. Например, в первом эпизоде Люси оценивает свои навыки в ближнем бою, гимнастике, интеллекте и стрельбе — так же, как игрок определяет, в чем именно будет силен его персонаж. Еще пример — в играх у героя есть спутники, которым можно скинуть ненужный или тяжелый инвентарь, и брать его, когда это необходимо. В сериале с одним из основных персонажей — членом Братства стали Максимусом (Аарон Клифтон Мотен) — путешествует сквайр с огромной сумкой.  

Оружие, роботы, журналы, интерфейсы компьютеров, ядер-кола (самый популярный напиток в играх) и даже убийства в слоумо — все это Нолан и Джой тщательно воссоздали в своем шоу. Даже скелеты погибших в ядерной войне сидят за столами в сгоревших домах так же, как в игре.

Но, как и хотели шоураннеры, в их сериале немало собственных мотивов и приемов, которые заметят поклонники «Мира Дикого Запада». Так, повествование разбито на несколько сюжетных линий, которые разворачиваются в разное время. Кроме того, у главной героини «Fallout» Люси есть нечто общее с Долорес (Эван Рэйчел Вуд) из «Мира Дикого Запада»: обе — идеалистки, которые попадают в беспощадный мир и вынуждены стать сильнее и жестче. Один из центральных персонажей «Fallout», гуль Купер Ховард (Уолтон Гоггинс), — практически копия Человека в черном (Эд Харрис). Центральная тема обеих историй одинакова — прогресс и технологии приводят к саморазрушению как отдельного человека, так и общества в целом. Наконец, «Fallout», как и «Мир Дикого Запада», вестерн.

Prime Video

Но используя уже отработанные приемы, Нолан пробует в «Fallout» и новые для себя инструменты. Например, сюжет этого сериала простой и понятный, в отличие от «Мира Дикого Запада». А еще это первый проект Нолана, в котором есть комедийные сцены и гэги: для этого в авторскую группу взяли сценариста ситкомов «Офис» и «Кремниевая долина» Грэма Вагнера. В основе шуток — абсурдность происходящего. Война уничтожила все — привычную жизнь, комфортный быт и бесконтрольное потребление. Но герои по-прежнему стараются не замечать реальных проблем и действовать цивилизованно в дикой пустоши — это кажется смешным и нелепым.

Обитатели убежища 33, как и сама главная героиня, полностью оторваны от реальности и по инерции исполняют все демократические ритуалы. Например, предлагают в целях перевоспитания обучать алгебре плененных убийц-рейдеров, которые вырезали часть жителей их бункера.

Герои то и дело подкалывают друг друга и допускают глупые фатальные ошибки. Сцены гибели второстепенных персонажей выглядят нелепыми, кровавыми и максимально несерьезными: то бандиты под романтический поп-рок 1960-х используют голову человека в качестве глушителя, то человека убивают выстрелом не пули, а кукольной ноги.

Такое настроение кажется абсолютно неуместным на фоне разрухи — и это одна из стилистических особенностей игровой вселенной. На стенах сгоревших зданий тут и там висят довоенные постеры с бодрыми, но бессмысленными слоганами — например, «Не теряй головы!». А персонажи умирают в пасти мутантов под уютный джаз по радио. Смысл этого приема для авторов игры — показать, как комфорт и поп-культура не дают человечеству разглядеть приближающийся конец света. Да и после него тоже не отпускают. Нолан и Джой используют прием разработчиков, чтобы порассуждать о современном мире, где многие тоже предпочитают игнорировать саму мысль о ядерном апокалипсисе.

А вот новости из российской игровой индустрии

Вышла игра «Смута» — российский ответ «Ведьмаку», созданный на деньги ИРИ Геймеров ждут кривые бои с поляками, невнятный сюжет и много (очень много!) ходьбы. А что-то хорошее-то есть?

А вот новости из российской игровой индустрии

Вышла игра «Смута» — российский ответ «Ведьмаку», созданный на деньги ИРИ Геймеров ждут кривые бои с поляками, невнятный сюжет и много (очень много!) ходьбы. А что-то хорошее-то есть?

Благодаря сериалу продажи игр выросли в тысячи раз, а Amazon уже продлил шоу на второй сезон (возможно, в нем снимется Аарон Пол)

Издание The Daily Beast озаглавило рецензию на сериал так: «Эра великолепных адаптаций видеоигр продолжается». В 1990-е и до начала 2010-х неудачные экранизации видеоигр действительно выходили регулярно: «Супербратья Марио» (1993), «Бладрейн» (2006), «Хитмэн: Агент 47» (2015). 

При этом неудивительно, что кинематографисты и шоураннеры не бросают попытки научиться работать с игровым материалом: значение индустрии игр с каждым годом только растет. На начало 2023 года общая аудитория видеоигр достигла 3,7 миллиарда человек — это 46% населения Земли. По бюджетам игры-блокбастеры сопоставимы с картинами Marvel. Например, совокупный бюджет на производство и маркетинг игры Cyberpunk 2077 от CD Projekt Red превысил 400 миллионов долларов — это на 50 миллионов больше, чем производственный бюджет «Мстителей: Финал» братьев Руссо. А общая выручка Cyberpunk 2077, выпущенной в 2020-м, за четыре года составила 750 миллионов долларов. 

Игры — это проверенные бренды с огромной фанатской базой и готовым маркетингом. Для кинопродюсеров и создателей сериалов это означает хорошую инвестицию с меньшим риском. А еще — возможность привлечь к экранизации больших режиссеров и шоураннеров. Именно благодаря им фильмы и сериалы, основанные на играх, становятся лучше и качественнее. Например, за экранизацию игры The Last of Us — «Одни из нас» — отвечал Крэйг Мэйзин («Чернобыль»). А «Варкрафт» поставил режиссер «Исходного кода» и «Луны 2112» Дункан Джонс. 

Помогает и то, что теперь создатели игр как минимум выступают сопродюсерами фильмов и сериалов по своим играм (как Сигэру Миямото, поработавший над картиной «Супербратья Марио» 2023 года, и гейм-дизайнер и исполнительный продюсер Bethesda Тодд Говард, участвовавший в создании «Fallout»). А иногда — соавторами сценария, как в случае с создателем The Last of Us Нилом Дракманом, писавшим скрипт вместе с Мэйзином.

Но «Fallout» выделяется даже среди других успешных экранизаций. Если Мэйзин и Дракман переносили на экран проверенный материал, то Нолан и Джой изобрели собственную историю, но при этом соблюли условности вселенной «Fallout». Фанаты и критики остались довольны. На Rotten Tomatoes сериал набрал 94% положительных отзывов от прессы и 88% — от зрителей. Американские критики высоко оценили «Fallout» за «насыщенные эмоции», хорошо прописанных персонажей и сюжетные повороты. Сериал назвали «достижением в создании sci-fi-миров». Актерские работы Эллы Пернелл, Аарона Клифтона и Уолтона Гоггинса похвалили за «широкий диапазон».

«Причудливый и чрезвычайно забавный, „Fallout“ не похож ни на что», — заключает Variety. 

Сериал оценил и один из создателей первых двух частей Fallout. Гейм-дизайнер Тим Кейн признался, что на него произвели «сильнейшее впечатление» декорации, актеры и черный юмор. Как его восприняли в студии Bethesda Softworks — неизвестно, но, скорее всего, тоже положительно: за неделю после выхода шоу продажи Fallout 4 в Европе выросли на 7500%, остальные части игры тоже попали в чарты. 

Amazon Prime Video уже продлил «Fallout» на второй сезон, и у Джонатана Нолана большие планы на этот проект. По его словам, Аарон Пол (Джесси Пинкман из «Во все тяжкие») уже попросил себе роль в продолжении.

Что мы писали про другую успешную экранизацию игры

Фанаты The Last of Us в восторге от экранизации. Но что думают те, кто никогда не проходил игру? Антон Хитров рассказывает, почему главная находка сериала — это грибы

Что мы писали про другую успешную экранизацию игры

Фанаты The Last of Us в восторге от экранизации. Но что думают те, кто никогда не проходил игру? Антон Хитров рассказывает, почему главная находка сериала — это грибы

Александр Тремасов